askofa: (Default)
[personal profile] askofa
В юности я была сильно верующей и по сути только у университете стала сомневаться в христианстве. Основные сомнения были вызваны моими собственными размышлениями и чтением де Сада. У де Сада критика довольно нудная, но я сама зануда, так что как раз что надо.

Однако это всё только расшатало мою веру, не хватало всё ещё хорошего пинка, чтобы вышибить всю дурь. При чём пинка именно связанного с миром идеальным, приземлённых аргументов я уже достаточно находила. Мне тогда ни про Рассела, ни про Докинза я тогда ничего не слышала, и искомым пинком для меня стала книга Ф.Ницше "Антихрист".

Прозрев, я страшно озлобилась на христианство. Я считаю, что в принципе нормально озлобиться на того, кто больше 10 лет тебе врал и морочил голову. Было бы странным как раз не озлобиться. В общем, я раз и навсегда озлобилась, поэтому много спорю с верующими. Однажды в споре я упомянула, что стала атеистом после прочтения "Антихриста". Меня спросили, что там за аргументы такие. А я уж что-то и позабыла, что за аргументы меня так впечатлили. Ладно, думаю, открою да найду. Открываю, а там бла-бла-бла, ищи свищи эти аргументы.
Сейчас я перечитала антихриста и составила своего рода конспект.

Прежде чем припасть к шедевру антихристианской пропаганды, предстоит продраться через тонны ЧСВ, атлантизма и воли к власти, короче, через тонны ницшеанства. Непосредственно предметная критика христианства начинается ~25го абзаца

29 - 42

Изначальная суть Спасителя, которую видно даже "вопреки Евангелиям" начинает искажаться прямо в первом веке:
Христос не про то, что будет страшный суд с местью обидчикам и воскресением мёртвых, не про светлое будущее. Христос отрицает суд, месть, борьбу, Христос учит как жить в настоящем, его слова о будущем на самом деле о настоящем.
Учение Христа - это что-то типа буддизма. Это не обещание райских кущ в будущем, это образ жизни и мышления, который позволяет быть счастливым сейчас - спокойствие, отрешённость, непротивление, неотмирность и т.д. Это и есть "Царство Божье".
Часть этой риторики осталась в христианстве, но парадигма поменялась почти на противоположную. Учение Христа превращается в учение Павла - о личном бессмертии как награде для праведников.

Отдельно Ницше рассматривает следующие моменты:
38 - бредовость современного христианства: если король зовёт себя "христианином", то кто же тогда "мир"?
41 - телеологическая суть учения Павла. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кф 15:12-14).


Дальше для меня центральная мысль:
43 - Когда жизненный центр тяжести переносят из жизни в «потустороннее» – в ничто, то тем самым вообще лишают жизнь центра тяжести. Великая ложь о личном бессмертии разрушает всякий разум, всякую естественность в инстинктах; все, что есть в инстинктах благодетельного, что способствует жизни, ручается за будущее, – возбуждает теперь недоверие. Жить так, чтобы не было более смысла жить, – это становится теперь «смыслом» жизни… К чему дух общественности, к чему еще благодарность за происхождение и предков, к чему работать вместе, к чему доверять, к чему способствовать общему благу и иметь его в виду?.. Все это «соблазны», все это отклонения от «истинного пути» – «единое есть на потребу»…

Эти слова, конечно, вошли в резонанс с моим диссонансом - желание улучшить нечто в мире Vs христианская вера в бессмысленность и даже греховность подобных попыток.
Стадания и ошибки, которые были в моей юности ввиду этого диссонанса - ныне это основная моя личная претензия к христианству.

Временами нужно продираться через атлантизм и нападки на эгалитаризм, социализм, анархизм. Доходит до оправдания индийской кастовой системы.

45 дальше у Ницше подборка цитат иллюстрирующих моральную низость Нового Завета. Некоторые цитатки мне не понятны, некоторые, если отвлечённо в них вдуматься, действительно убедительны. И, да, шесть лет назад именно они меня убедили. Примеры:

  • «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Марк 6, 11). – Как это по-евангельски!..

  • «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Матф. 5, 46). – Принцип «христианской любви»: она хочет быть в конце концов хорошо оплаченной…


48-49
   – Поняли ли собственно знаменитую историю, которая помещена в начале Библии, – историю об адском страхе Бога перед наукой?
Первородный грех = наука. Легенда об изгнании из рая = страх жреца перед наукой. Легенда о вавилонской башне - туда же. На самом деле, достаточно очевидная мысль на которую вновь выходишь самостоятельно при каждом споре с христианином.

Всё остальное в Библии - грех, искупление и т.д. - следствия борьбы жреца с первородным грехом.
Обязательно прочитайте этот отрывок про науку (48-49) и продолжение (абзац 52).

50-51

  – Я не обойду здесь молчанием психологию «веры», «верующих» именно для пользы самих «верующих». ... «Вера делает блаженным: следовательно, она истинна». – Можно бы было возразить, что блаженство здесь не доказывается, а только обещается; блаженство обусловливается «верой»: должен сделаться блаженным, потому что веришь… Но чем доказывается, что действительно наступает то, что жрец обещает верующему как «потустороннее», недоступное для всякого контроля? – Таким образом, мнимое «доказательство от силы» в основе есть опять-таки только вера в то, что явится действие, обещанное верой. По формуле: «я верю, что вера делает блаженным, – следовательно, она истинна».

Тут Ницше, конечно, ошибается. И по моему личному религиозному опыту, и по опросам бабушек, которые ходят в церковь, чтобы ширнуться там "благодатью", выходит, что какое-никакое блаженство hic et nunc вера таки даёт. Про сравнение мироощущения христианина и атеиста я вообще молчу. Быть атеистом - ад.

все же было ли блаженство – выражаясь технически, удовольствие – когда-нибудь доказательством истины? Так мало, что оно почти дает доказательство противоположного; во всяком случае, если чувство удовольствия вмешивается в обсуждение вопроса «что есть истина?», то возникает огромное подозрение относительно истины.

Всё так, но обычно люди озвучивающие "аргумент от благодати" ищут не истину, а дозу.

53

Мученичество и гонения не являются доказательством истины.
Кажется, никто с этим и не спорит

55

"Убеждённость (убеждение)" синоним лжи.
Ха-ха! Интересно было бы почитать какую-нибудь полемику ницшеанцев с прагматистами.

Дальше Ницше много рассуждает о том, что христианство погубило Римскую империю. Я ничего про это говорить не буду.

Итого, на мой взгляд, три наиболее важных тезиса книги:

  • Христианство запрещает человеку деятельно добиваться каких-то изменений в мире, что по Ницше является отрицанием жизни;

  • Мелочность и подловатость, моральная низость;

  • Анафема против науки лежит именно что в основе библейского учения.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

askofa: (Default)
askofa

March 2017

S M T W T F S
    1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627 28293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 09:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios